Новости

Живая физкультура — это здорово, очень здорово! Это очень хорошо!

На Южном Урале в Миассе реализуется проект, получивший поддержку Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества РФ:

«Живая физкультура. Повышение двигательной активности через организацию функциональной тренировки в среде, учитывающей потребности и особенности развития детей и подростков с РАС, синдромом Дауна и церебральным параличом».

Четырнадцать разновозрастных ребят несколько раз в неделю приходят на функциональную тренировку* и на занятия по сенсорной интеграции**. Для некоторых это пока единственная возможность выйти из привычного окружения семьи. Завязать шнурки, самостоятельно спуститься по лестнице, решать вопросы личной гигиены, нарезать сыр для завтрака, достать или убрать игрушку, рассчитать силы для прогулки и ещё многое другое, с чем предстоит справляться нашим ребятам каждый день. Индивидуальная работа с тренером и работа в группах направлена на повышение функциональной двигательной активности и способствует развитию силы, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости, так необходимых им в повседневной жизни.

«Моя дочь Д. всегда ждёт и с большой радостью бежит на занятия. Я никогда не связывала физкультуру с домашними хлопотами по дому. Пока не отметила, что дочь тщательнее моет посуду, пол, и не нужно столько контроля, как раньше. В нашей семье трое детей и то, что занятия проходят рядом с домом и бесплатно — большой плюс для спокойствия и бюджета семьи. Моя дочь теперь сама проводит зарядку со своими мишками и куклами. Из её комнаты раздаётся: - Раз, два! Три,четыре!»

Мама подростка, посещающего занятия «Живой физкультуры»

«У наших детей в связи с особенностями развития есть дефициты, и это учитывается в организации среды для занятий. Важно создание среды, которая не подавляет ребёнка, а помогает ему развить собственную активность. Почти все дети и подростки проекта невербальные. Поэтому специалисты для общения используют расписания, физические и визуальные подсказки, жесты, структурируют пространство, чтобы детям было понятно, спокойно и они могли включиться в занятие, получить удовольствие от происходящего. Только в такой среде возможно обучение, в том числе жизненно необходимым навыкам!»

Педагог-психолог проекта Татьяна Васильева

Важная часть начала взаимодействия с ребёнком-построение доверительных отношений. Зачастую, детям с особенностями развития, до того как приступить к обучению (в том числе, занятиям по физкультуре) необходимо восполнить недостаток понимания своего тела, ощущения себя и другого человека в пространстве. И этот путь ему помогают пройти педагог-психолог и поведенческий терапевт. Родители также получают консультативную помощь специалистов.

В рамках проекта «Живая физкультура» проходят встречи с потенциальными волонтёрами. Пока — это люди, которых так или иначе заинтересовала тема особого детства. 31 человек на семинарах изучали особенности развития и взаимодействия с детьми и подростками с аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом. Мы за осознанное волонтёрство. Поэтому, прежде, чем люди войдут в практическое взаимодействие с целевой аудиторией, нужна подготовка. Как думают наши дети, что увлекает их, в чём дефициты развития и многое другое из того, что нужно учесть для начала дружбы и помощи. В будущем участие в общем деле — самое лучшее из того, что позволит  узнать друг друга и сложить своё представление о людях с особыми потребностями не с чьих-то слов, а из собственного опыта, прожитого времени плечом к плечу.

Остановиться, замедлиться до состояния человека, услышать, увидеть, проникнуться его потребностями, быть с ним, а не над ним — неплохое начало для инклюзии, живого диалога друг с другом.

Проект осуществляется на средства Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества РФ.
Стоимость проекта: 992 627,28 рублей.
Заявка №: 18-1-019251


* Функциональная тренировка — это тренировка, при которой используются только те естественные движения и нагрузки, с которыми ребёнок сталкивается ежедневно.

** Сенсорная интеграция — занятия, направленные на обогащение сенсорного опыта. Развитие зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений и ощущения себя в пространстве.

Живая физкультура ВКонтакте